Международный проект «Ubi universitas – ibi Europa. Трансфер и адаптация университетской идеи в Российской империи второй половины XVIII – первой половины XIX в.»

Международный проект официально осуществлялся в 2008-2010 гг., хотя некоторые идеи начали обсуждаться участниками проекта ранее, а реализация всех запланированных задач состоялась в 2012 г, когда вышла из печати итоговая монография. Базой для проведения проекта явился Германский исторический институт в Москве (куратором проекта со стороны института был д-р А.В. Доронин), основное финансирование осуществлял фонд Gerda Henkel Stiftung (AZ 02/SR/08).

В состав участников проекта входили историки, представляющие Московский, Харьковский и Казанский университеты. Уже на начальной стадии реализации проекта его участники были объединены в три исследовательские группы. Задачами московской группы (руководитель – проф. А.Ю. Андреев, он же осуществлял общее руководство реализацией проекта) изучались различные типы отношений внутри корпораций российских университетов второй половины XVIII – первой половины XIX в. (во многом раскрывавшиеся через университетские конфликты, которые демонстрировали различное идейное понимание университетских основ и, соответственно, особенности их трансфера и адаптации в России). Сюда относились проблем оформления корпорации путем получения привилегий, адаптации в России системы академических званий и ученых степеней, иерархического членения внутри корпорации, отношений профессоров и студентов и их изменения в связи с усвоением представлений о «классическом университете».

Основная исследовательская работа харьковской группы участников (руководитель – проф. С.И. Посохов) была направлена на проблему «Университет и город» в ее разнообразных аспектах, в том числе: социализация ученых в городской среде, пространственная и временная организация их жизни, материально-финансовые условия работы, взаимоотношения с городскими властями и местным обществом, формы репрезентации и т.д.

Всего за время выполнения задач проекта были опубликованы три коллективных издания, а также монографии его отдельных участников. Коллективные издания открыли серию трудов проекта «Ubi universitas, ibi Europa», учрежденную Германским историческим институтом в Москве и выходящую в свет в издательстве РОССПЭН. В антологии «Университетская идея в Российской империи XVIII – начала XX веков» были систематизированы тексты, в которых ученые, государственные и общественные деятели излагали свое понимание процессов распространения, утверждения и развития университетской идеи в Российской империи. Эти тексты позволяют показать отражение в России различных взглядов, сформировавшихся в Европе в ходе идейного обоснования деятельности университетов. Данное издание позволяет понять, что и наши современные представления об университете являют собою переплетение различных подходов, интерпретаций, версий, гипотез, высказанных в разное время, но не потерявших своей актуальности и сегодня. Данные тексты убеждают нас также в том, что конструирование идеи университета происходило и здесь, в Восточной Европе. Всего в сборнике свыше 40 текстов, распределенных по четырем разделам в хронологической последовательности. Каждый из разделов снабжен предисловием, а сами тексты – подробными комментариями и биографической справкой об авторе и об истории создания текста. Кроме того, в приложении приведены в оригинальном переводе с немецкого языка важнейшие для понимания смысла европейской университетской идеи произведения теоретиков европейского университетского образования В. фон Гумбольдта и Ф. Шлейермахера. В подготовке антологии, помимо составителей, участвовали члены московской и харьковской групп проекта.

Биографический словарь «Иностранные профессора российских университетов (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.)» позволил впервые объединить около 100 биографий иностранных (преимущественно, немецких) профессоров, преподававших в Московском, Харьковском, Казанском и Петербургском университетах. При работе над биографиями были привлечены архивные источники (послужные списки, персональные дела), выверены списки трудов, программы преподавания, формальные атрибуты карьеры в России (чины, ордена и др. награды), для многих профессоров впервые установлены факты их последующей карьеры после возвращения из России на родину. Собранный материал позволил не только представить академические биографии этих ученых (для многих из которых они до сих пор отсутствовали), но и шире – дать коллективный портрет тех людей, которые выступили посредниками в процессе трансфера университетских практик из Европы в Россию. В работе над словарем приняли участие все группы проекта.

Индивидуальными монографиями, освещающими научные результаты по отдельным аспектам проекта в соответствии с поставленными в нем задачами, явились книги А.Ю. Андреева , А.М. Феофанова , Л.Ю. Посоховой .

Все это позволило приблизить главную цель проекта – написание итоговой монографии, которая увидела свет в самом конце 2012 г. Подготовка книги к изданию была осуществлена авторами данной заметки, но, по сути, эта монография стала коллективной, поскольку в нее были включены результаты деятельности всего коллектива участников проекта. В частности, книга была бы невозможной без большой поисковой (в том числе архивной) работы, осуществленной участниками проекта А.М. Феофановым, Д.А. Цыганковым (Москва), Л.Ю. Посоховой, В.Ю. Иващенко (Харьков), К.А. Ильиной, Т.В. Костиной (Казань). Конечно, в ходе взаимодействия возникали противоречия между участниками проекта, велись споры по принципиальным вопросам, но в результате возник текст, который может называться «итоговым», и за который мы, его авторы и редакторы, несем полную ответственность.



Монография посвящена проблеме адаптации университета в социокультурном пространстве Восточной Европы второй половины XVIII – первой половины XIX веков. Анализ осуществлен преимущественно на материалах Московского, Казанского и Харьковского университетов. Охарактеризованы начальные условия и трудности, с которыми столкнулись устроители университетов, процессы социализации иностранных профессоров, практики саморепрезентации университетов, ход укоренения и трансформации университетских традиций в новой среде, а также влияние университета на модернизацию городов Российской империи.

Для историков, преподавателей, студентов, всех тех, кто интересуется историей университетов.

Введение


Коллективная монография является итоговой публикацией в рамках международного научного проекта, посвященного анализу процесса становления университета в Российской империи. Проект осуществлен коллективом историков из Московского, Казанского и Харьковского университетов. Его результаты позволяют осмыслить специфику трансфера и адаптации университетской идеи в XVIII – первой половине XIX в., сравнить развитие университетов Российской империи с общеевропейскими тенденциями, лучше оценить доставшиеся нам в наследство университетские традиции. Для историков, преподавателей, студентов, широкого круга читателей, интересующихся историей университетов в России и за ее пределами.

Введение


Рецензии

1. Круглый стол, посвященный выходу в свет книги: Университет в Российской империи XVIII – первой половины ХІХ века / Под общ. ред. А.Ю. Андреева, С.И. Посохова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 671 с.

2. Рецензия Arpine Maniero: Университетская идея в Российской империи XVIII – начала XX веков. Антология: учебное пособие для вузов / Сост.: А. Ю. Андреев, С. И. Посохов; вступ. слово Б. Бонвеч, В.С. Бакиров. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – 527 с.

3. Рецензия Астаховой Е.В.: Университетская идея в Российской империи XVIII – начала XX веков. Антология: учебное пособие для вузов / Сост.: А.Ю. Андреев, С.И. Посохов; вступ. слово Б. Бонвеч, В.С. Бакиров. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – 527 с.

Фотогалерея